Потокограмма

Потокограмма – особый вид схем, необходимый для рассмотрения cобственного восприятия проблем, ситуаций или новых идей. Потокограммы разработал Эдвард де Боно, британский специалист в области мышления и креативности.

Для того чтобы нарисовать потокограмму, расслабьтесь, займите удобную позу и запишите в столбец  мысли, которые ассоциируется с проблемой или идеей. Перед каждой написанной мыслью должен стоять  порядковый номер.

Мысли записывайте  короткими фразами, по тому же принципу, что и в интеллект картах. Жесткого ограничение на количество мыслей нет, я ориентируюсь на 15 - 20. Если мыслей меньше, картина может быть неполной, больше -значит что-то необходимо обобщить, вместо нескольких мыслей относящихся к одной категории, выписать саму категорию.

После того как все мысли записаны, взгляните на первую мысль, затем пройдитесь по списку и выберите ту мысль, которая с ней связана. Выбирайте не задумываясь, не перебирая логические аргументы, показалась связанной - значит связана.
После того как выбор сделан,  поставьте напротив первой мысли номер той что вы выбрали.Повторите это же действие со всеми мыслями.
Получится такой список:

  1. Недостаток сна 6
  2. Усталость  3
  3. Сроки горят по проекту 8
  4. Не сделал, что собирался  5
  5. Не движусь к целям  6
  6. Мало отдыха 2
  7. Забросил чтение  9
  8. План по финансам 9
  9. Прекратил вести записи 10
  10. Проиграл в шахматы 7
  11. Не занимаюсь физподготовкой  3
  12. Сломался байк 4
  13. Разруха в комнате 7
  14. Погода 10
  15. Расслабленное состояние 9

По списку рисуем схему. Сначала в центре страницы рисуем номер 1. От единицы рисуем стрелку и пишем связанный номер, в нашем случае 6. Смотрим на пункт с номером 6, рисуем стрелку и следующий связанный номер, в нашем случае 2. Если связанный номер уже есть на схеме - проводим стрелку к нему, а не рисуем новый. Повторяем эти действия пока цифры не зациклятся, то есть связанным номером не станет номер, который уже есть на схеме, у нас это 9.

Получается такая схема.Теперь ищем по порядку номера, которые мы еще не нанесли на схему, в нашем случае это 4, затем 5, затем 11, и наносим их на схему.По такому принципу дорисовываем схему. На схеме в примере зацикливание одно, но вообще их может быть и несколько. Когда все номера нанесены на схему можно переходить к ее рассмотрению.

Прежде всего обратите внимание на зацикливания, еще их называют петли. Все мысли, которые входят в петлю стоит рассматривать вместе, они являются стабильными и связанными между собой в нашем восприятии проблемы.

В нашем примере проблемой является внезапно возникающая тревожность. Стабильная петля 9-10-7. Тревожность, по видимому связана с последними поражениями при игре в шахматы.Поражения возникли не на пустом месте, а из за прекращения чтения и ведения записей, которые и сами по себе являются негативными факторами.

пункты 3,6 и 9 являются точками стока - в них втекает сразу по нескольку пунктов. Точки стока являются причинами возникшей проблемы, либо причинами того, что привело к проблеме. 9 уже входит в петлю. Рассмотрим 3 и 6.Мало отдыха и горят сроки по проекту.По видимому на ведение записей и чтение уже не хватает энергии.

Точка 2 является связующим звеном между точками стока, а точка 8 между петлей и точкой стока 3.Связующее звено показывает возможную связь между петлей и точкой стока.В нашем случае горящие сроки по проекту и отсутствие отдыха привели к усталости и нехватке энергии, в результате, сначала я прекратил составлять финансовые планы, а затем, и вести записи и читать книги.

Таким образом, мы реконструировали целостную картину проблемы, и можем принять решение, куда приложить усилие для ее разрешения. В нашем случае для избавления от тревожности стоит возобновить либо чтение, либо ведение записей, а постепенно и то и то. Кроме того необходимо  увеличить время отдыха.

Точно так же, как в примере, можно составить потокограмму по любой проблеме или идее. Поскольку потокограмма работает с восприятием, проблемой считается все, что мы считаем проблемой.